16 | 07 | 2019

Новости

Я вышел из Лядского сада

 

Книгу «Модерн в архитектуре Казани» гигантским по нынешним меркам тиражом 12 тысяч экземпляров на собственные средства выпустил доктор социологических наук, почетный консул Франции в Казани Андрей Ершов. Материал для альбома автор собирал более 15 лет. «Героями» книги стали 175 домов и фрагментов декора старинной Казани: построенные на рубеже XIX и XX веков в стиле модерн особняки, доходные дома, учебные заведения, банки, храмовые сооружения.

Интерес к уходящей натуре Ершов проявил не на пустом месте, поскольку сам родился и большую часть жизни прожил в исторической части столицы РТ. Он влюблен в родной город, а потому посчитал важнейшим делом сохранить для потомков хотя бы на фотографиях то прекрасное, что было создано казанскими архитекторами К.Мюфке, К.Олешкевичем, П.Романовым, В.Трифоновым, Г.Рушем, Ф.Амлонгом и другими зодчими. Прекрасные фотографии домов сопровождает содержательный рассказ об истории их создания и сведениями о хозяевах и обитателях.

- В конце 1990-начале 2000-х Казань уничтожали с особенным рвением, и я не мог смотреть на это спокойно, - пояснил в беседе с корреспондентом «Вечерней Казани» Андрей Ершов. – Поэтому фотофиксировал все, что еще оставалось доступным. Собралось более 5 тысяч снимков, которые я систематизировал. Сначала выпустил альбом о казанском модерне, на подходе второй альбом, он посвящен деревянной Казани, которая пострадала больше всего. В ней будет 1000 фотографий. Свои книги в первую очередь я адресую молодежи - школьникам, студентам и, конечно, учителям. Кстати, альбом «Модерн в архитектуре Казани» был успешно презентован в крупнейшем московском книжном магазине «Библио-глобус», а в Казани представлю его педагогической общественности 2 ноября.

- Откуда в казанском модерне столько объектов? Помнится, приезжала делегация из Самары, где открыт единственный в России музей модерна, и специалисты указывали на то, что в Казани не более 15 зданий этого стиля.

- Если говорить о классических представителях стиля модерн, то их действительно совсем немного в Казани. Но я также исследовал и элементы декора на фасадах и в интерьерах зданий, которые по всем признакам имеют стилистику модерна. Вообще, эпоха модерна просуществовала очень мало и фактически прекратила свое существование накануне Первой мировой войны. Но дух культуры, пронизанный свободой творчества и выразившийся в новых формах и идеях, который и получил название «нового стиля» (его также называли модерн, арнуво, сецессион) ощущается в старинных строениях и теперь. Основные зоны, где сконцентрированы постройки модерна – это улицы Кремлевская (бывшая Воскресенская), Баумана (Большая Проломная), Горького (Лядская), Островского (Вознесенская), Пушкина (Рыбнорядская), Лобачевского и К.Маркса (Воздвиженская, Покровская, Грузинская). Другая группа расположена на улице Тукая (Екатерининская, Тихвинская), а самая небольшая часть - в Заречье, в Кировском районе. Особую красоту этим домам придают архитектурные детали, выполненные лучшим лепщиком Казани той поры – Михаилом Густовым. Это, например, здание дворца командующего Казанским военным гарнизоном (К.Маркса, 64), Госбанка России (Баумана, 37), театра имени Качалова (Баумана, 48), дома Журавлевых и Потаповых… Надо только присмотреться!

- Андрей Николаевич, известно, что вы были знакомы с писателем Василием Аксеновым и что в 2007 году он подарил вам книгу с надписью «Андрею из Лядского сада»… Что это за история?

- Видите ли, сначала я познакомился с его отцом – Павлом Аксеновым, после ссылки он вернулся в Казань и прожил здесь до своей кончины в 1991 году. Так что с Василием Павловичем я был знаком заочно задолго до личной встречи, к тому же у нас было немало общих знакомых, мы общались до 2007 года по телефону. Так вот, у Аксенова есть фраза в одном из произведений – «Я вышел из Лядского сада». Вот на этом мы и сошлись (улыбается): он родился и жил с одной стороны сада, а я – на другой. И Лядской для каждого из нас, как и для многих коренных жителей старой части города, был главной точкой притяжения. Этот сад многое значил для казанцев, это именно символ «родства» с городом детства и юности. Вот на этой волне взаимопонимания Аксенов и написал свой автограф.

Ольга Юхновская

Источник: “Вечерняя Казань”, 30 октября 2018 г.